Настоящая тротуарная плитка появилась в Европе лишь в начале ХХ века. Авторами проекта были голландцы. Ввиду дефицита и дороговизны натуральных камней амстердамские умельцы придумали технологию и занялись производством бетонных тротуарных плиток маленького размера, которых хватило, чтобы проложить вполне приличную торговую дорогу от Амстердама до Гарлема. Дорога понравилась, и вскоре эта технология стала пользоваться хорошим спросом по всей стране, а затем и соседних государствах.
В Голландии тротуарная плитка получила большую популярность за счет того, что в этой стране была нехватка каменных материалов. После удачного использования тротуарной плитки в Голландии, ее производство и особенности укладки стали перенимать соседние страны.
Но если направить взгляд в еще более отдаленную историю, то можно вспомнить, что брусчатка в Украине используется уже несколько веков. Ею покрывали проспекты и площади, аллеи в старинных городах. Камень из брусчатки — это материал, который служил сотни лет, а саму брусчатку было довольно легко восстанавливать и ремонтировать. Оставалось только ее перебрать и заново уложить, и по мостовой продолжалось движение.
История появления искусственной тротуарной плитки в нашей стране насчитывает не такой уж и долгий срок. Было время, когда асфальтовое покрытие уверенно вошло в жизнь не только городских, но и сельских жителей, оттеснив на второй план мощеные улицы и площади. Ленты дорог, большие парки и скромные скверики, дорожки и аллеи были выполнены из асфальта. С годами под воздействием механической нагрузки и природных факторов они выгорали, растрескивались, разрушались и после ремонта обретали темные заплаты.
Люди привыкли к безликим дорогам, отличающимся друг от друга лишь количеством ям, трещин и пятен свежего асфальта. И все же неудержимо влекут к себе те редкие места, где все еще встречается причудливая мозаика камня, где хочется замедлить шаг и окунуться, пусть и ненадолго, в атмосферу прошлых веков, в историю города, в удивительную силу природной красоты. Ноги переступают с камешка на камешек, неповторимый узор из тщательно подобранных старинными мастерами булыжников притягивает взгляд, и кажется, что даже безжалостное время замерло и отступило перед совместным творением природы и человека. Такие мостовые все еще встречаются в современном мире в укромных уголках старых городов. Они помнят ноги тысяч людей, копыта лошадей, колеса карет и фаэтонов. По этим дорогам проезжали первые автомобили, а сейчас по ним уверенно идет современная жизнь.
С появлением тротуарной плитки отпала необходимость подбирать камни разных размеров для создания дорожного покрытия. Изделия из искусственных материалов имеют определенную форму и стандартные размеры, поэтому их укладка не занимает много времени. Кроме того, тротуарная плитка прочная, износостойкая и красивая. Различная цветовая гамма и возможность сочетания нескольких оттенков позволяют создавать покрытия с совершенно уникальным рисунком. И хотя брусчатка из натурального камня по-прежнему актуальна, искусственная плитка становится все более популярной. Она используется практически везде: для мощения тротуаров, площадок перед магазинами и кафе, на автозаправочных станциях, в парках — для создания дорожек и, конечно, без нее никак не обойтись при обустройстве территории загородных коттеджей, пансионатов, домов отдыха. Брусчатка радует глаз, создает особое настроение и придает территории аккуратный законченный вид.
История тротуарной плитки неразрывно связана с историей строительства вообще и с появлением бетона в частности. Первый бетон, точнее, бетонный пол толщиной 25 см был обнаружен археологами в Югославии в одной из местных хижин на берегу Дуная. Находка, представляла собой смесь из красноватой извести и мелкого гравия, относится приблизительно к 5600–му году до н.э.
Первый искусственный камень появился намного позже, прошел не один век, когда люди окончательно перестали ждать милостей от природы. Изобретение тротуарной плитки стало скорее вынужденной мерой, чем творческим порывом.
Источник: tvoya-plitka.dp.ua